Таир Жомартбаев– видный представитель казахской культуры, просветитель начала XX века, казахский поэт, писатель, драматург.
Таир Жомартбаев родился в 1884 году, в ауле Мукур Чингистауской волости (ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области). Мальчик рос в многодетной бедной крестьянской семье. Начальное образование получил в медресе поэта Кокбая – современника и друга Абая, разделявшего просветительские идеи великого поэта Абая Кунанбаева. В этом медресе обучались дети близ расположенных аулов. Преподавали в школе наряду с грамотой еще и русский язык. В годы учебы Таир познакомился со стихами Абая, постигая их глубину философской мысли.
С 12 лет, переехав в Семипалатинск, работал у бая Зулкарнаева, в свободное время посещал городскую казахскую школу. 20-летним парнем Таир возвращается домой и занимается обучением аульных детей. Позже на заработанные деньги он отправился в Уфу. Здесь Таир поступает в татарское медресе Галия, готовивших учителей. Это медресе было школой прогрессивного направления, выпускниками которой были многие деятели культуры, участники революционных преобразований в Поволжье, Средней Азии и Казахстане. Здесь наряду с логикой, математикой, философией, историей, географией преподавали русский язык и литературу. В конце XIX – начале XX века в медресе обучались также представители казахской молодежи. В 1911 году Таир Жомартбаев заканчивает его. После окончания медресе юноша женится на воспитаннице этого же медресе Адгие Фахрисламовой и возвращаются они в Семипалатинск. Здесь, на левом берегу, в Заречной слободке с 1910 года существовала мусульманская школа. Вместе с супругой Таир стали преподавателями этой школы.
С начала педагогической деятельности Таир Жомартбаев был учителем-новатором, просветителем, ведущим борьбу против устаревших порядков учебы, поддерживал новые методы обучения. Им была написана книга «Балаларға жеміс». Этот сборник стихов издан в Семипалатинской типографии «Ярдам» в 1912 году. В сборник вошли стихотворения «Воспитанный мальчик», «Наставление детям», «Печаль сироты», «Добрые друзья» и многие другие. В них поэт-педагог раскрывает пользу знания, призывает ребят к учебе, воспевая человечность, доброту, честность, трудолюбие, любовь к книге. Это были сюжетные произведения, которые побуждали ребят к действиям. Так в стихотворении «Добрые друзья» поэт рассказывает о мальчике-сироте, которому помогают учиться его товарищи. В сборник вошли и переводы самого автора рассказов русских педагогов и писателей: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Многие стихи Таира Жомартбаева написаны под влиянием лучших произведений Абая Кунанбаева, утверждающих гуманизм, идеи просветительства, стремления к знаниям.
В начале XX века в казахской литературе зарождается художественная проза. Традиции демократическо-просветительского направления в казахской письменной литературе, основы которой были заложены Абаем Кунанбаевым и Ибраем Алтынсариным, были показаны через социальное неравенство в казахских аулах, освободительную борьбу казахского народа. Эти темы ярко выражены в произведениях Таира Жомартбаева. Им был написан роман «Қыз көрелік», который издан в 1912 году. В начале произведения напечатано стихотворение, которое раскрывает идею просвещения. В романе автор показывает противоречие дореволюционного казахского быта, поднимает проблемы эмансипации женщин, приобщения казахской молодежи к учебе и знаниям. Главная героиня романа Гайникамал — образованная и свободолюбивая казахская девушка, которая получила образование, ставшее ей так необходимым в борьбе за счастье. Девушка, соединив свою судьбу с любимым человеком, сама участвует в борьбе за женское образование. В этом ценность произведения Жомартбаева. Роман стал популярным среди казахской молодежи, а стихи заучивались и исполнялись на вечерах и праздниках. Таким образом, роман «Қыз көрелік» — одно из самых первых произведений, зарождавшейся казахской художественной прозы, и в нем показаны быт и жизнь казахского народа в начале XX века.
Всю свою жизнь Таир Жомартбаев следовал педагогическому кредо Абая Кунанбаева — «Учить не уставая». Занимаясь педагогической деятельностью, он активно участвует в культурно-просветительской работе, организовывая литературные и музыкальные вечера. Вместе с супругами Кульжановыми, он был одним из организаторов вечера казахской музыки и поэзии, состоявшегося 13 февраля 1915 года в Семипалатинске.
Произведения Таира Жомартбаева, призывающие к справедливости, свободе, образованию, его культурно-просветительская деятельность не могли не понравиться тем, кого он высмеивал. Начинается травля от недоброжелателей. И в 1916 году он переезжает в Зайсан, где преподает вместе с супругой в медресе, отстаивая просветительские идеи, которым он следовал всегда. В советское время Жомартбаев активно включается в борьбу за ликвидацию неграмотности, открытие начальных классов и интернатов в крае. В 1927 году он возвращается в Семипалатинск. Преподавал в школах и казахском педагогическом техникуме, вел уроки казахского языка и литературы, математики, организовал литературно-драматические, музыкально-танцевальные кружки, внес вклад в развитие сценического искусства в нашем регионе. Занимался он и литературной деятельностью. Писатель много сделал и в развитие казахской драматургии 20-х годов. Его первое драматическое произведение «Осы ма, қазақ, өмірің?», было поставлено в Зайсане, а пьеса «Сары сүйек құда» — в Семипалатинске. Занимаясь журналистикой, Таир Жомартбаев регулярно писал фельетоны и статьи и печатал их на страницах газет «Алаш», «Қазақ» и журналов «Айқап», «Жаңа мектеп». Из художественных произведений этого периода заслуживают внимание стихотворения «Зайсан», «Чингистау», «Родной язык» и другие.
В 1937 году по ложному политическому обвинению приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1956 году.
Список использованной литературы:
- Жомартбаев Таир /Литература Казахстана: энциклопедический справочник. – Алматы: Изд-во «Аруна», изд-во «Қазығұрт», 2010.- с.195-196, фото
- Писатели и поэты Семейского региона: биобиблиографический указатель / Сост. О.Ф.Мальцева .- Семей: Изд-во «Дом печати», 2015.- 106 с.
- Мухамедханов К. Педагог, просветитель, поэт // Иртыш. – 1984. – 22 декабря.- с .4, фото
- Перцева Н. Учить не уставая // Наше дело. – 2016.- 28 июля.- с.6, фото
- Шевченко В. Колыбель казахской интеллигенции // Казахстанская правда.- 2003.- 20 июня.- С. 6.