Таир Жомартбаев
(1884-1938)

Таир Жомартбаев– видный представитель  казахской культуры, просветитель  начала XX века, казахский поэт, писатель, драматург.

Таир Жомартбаев  родился  в 1884 году, в ауле Мукур  Чингистауской волости (ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области).  Мальчик рос  в многодетной бедной крестьянской семье.  Начальное образование получил в медресе поэта Кокбая – современника и друга Абая, разделявшего просветительские идеи великого поэта Абая Кунанбаева. В этом медресе обучались дети  близ расположенных  аулов.  Преподавали в школе наряду с грамотой еще и русский язык. В  годы учебы  Таир познакомился со стихами Абая, постигая их глубину философской мысли.

С 12 лет, переехав в Семипалатинск, работал у бая Зулкарнаева,  в свободное время посещал городскую казахскую школу. 20-летним парнем Таир возвращается домой и занимается обучением аульных детей. Позже на заработанные деньги он отправился в Уфу. Здесь Таир поступает в татарское медресе Галия, готовивших учителей. Это медресе было школой прогрессивного направления, выпускниками которой были многие деятели культуры, участники революционных преобразований в Поволжье, Средней Азии и Казахстане. Здесь наряду с логикой, математикой, философией, историей, географией преподавали русский язык и литературу. В конце XIX – начале XX века в медресе обучались также представители казахской молодежи.   В 1911 году Таир Жомартбаев  заканчивает его. После окончания  медресе юноша женится на воспитаннице этого же медресе Адгие Фахрисламовой и возвращаются они в Семипалатинск. Здесь, на левом берегу, в Заречной слободке с 1910 года существовала мусульманская школа. Вместе с  супругой Таир стали преподавателями  этой школы.  

С начала педагогической деятельности Таир Жомартбаев был учителем-новатором, просветителем,  ведущим борьбу против устаревших порядков  учебы, поддерживал  новые методы обучения.  Им была написана  книга «Балаларға  жеміс». Этот сборник стихов издан  в Семипалатинской типографии «Ярдам» в 1912 году. В сборник вошли стихотворения «Воспитанный мальчик», «Наставление детям», «Печаль сироты», «Добрые друзья» и многие другие.  В них  поэт-педагог  раскрывает  пользу знания,  призывает ребят к учебе,  воспевая человечность, доброту, честность, трудолюбие, любовь к книге.  Это были сюжетные произведения, которые побуждали ребят к действиям. Так в стихотворении «Добрые друзья» поэт рассказывает о мальчике-сироте, которому помогают учиться его товарищи. В сборник  вошли и  переводы самого автора рассказов русских педагогов  и писателей: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого.  Многие  стихи Таира Жомартбаева написаны под влиянием лучших произведений  Абая Кунанбаева, утверждающих гуманизм, идеи просветительства, стремления к знаниям.

В начале XX века в казахской литературе зарождается художественная проза.  Традиции демократическо-просветительского направления в казахской письменной литературе, основы которой были заложены Абаем Кунанбаевым и Ибраем Алтынсариным,  были показаны через социальное неравенство в казахских аулах, освободительную борьбу казахского народа.  Эти темы  ярко выражены в произведениях Таира Жомартбаева. Им был написан роман «Қыз көрелік»,  который издан в 1912 году.  В начале произведения напечатано стихотворение, которое раскрывает идею просвещения. В романе автор показывает противоречие  дореволюционного казахского быта, поднимает проблемы эмансипации женщин, приобщения казахской молодежи к учебе и знаниям.   Главная  героиня  романа Гайникамал  —  образованная и свободолюбивая  казахская девушка, которая получила образование, ставшее ей так необходимым в борьбе за счастье. Девушка,  соединив свою судьбу с любимым человеком, сама участвует в борьбе за женское образование. В  этом ценность произведения  Жомартбаева. Роман стал популярным среди казахской молодежи, а стихи  заучивались и исполнялись на вечерах и праздниках. Таким образом, роман «Қыз көрелік» — одно из самых первых произведений, зарождавшейся казахской художественной прозы,  и в нем  показаны быт и жизнь казахского народа в начале XX  века.

Всю свою  жизнь Таир Жомартбаев следовал педагогическому кредо Абая Кунанбаева  —  «Учить не уставая».  Занимаясь педагогической деятельностью, он активно участвует в культурно-просветительской работе,  организовывая литературные и музыкальные вечера. Вместе с  супругами Кульжановыми, он был одним из организаторов вечера казахской музыки и поэзии, состоявшегося 13 февраля 1915 года в Семипалатинске.

Произведения Таира Жомартбаева, призывающие к справедливости, свободе, образованию, его культурно-просветительская деятельность  не могли не понравиться тем, кого он высмеивал. Начинается  травля от недоброжелателей. И в 1916 году он  переезжает в Зайсан, где преподает вместе с супругой в медресе, отстаивая просветительские идеи, которым он следовал всегда. В советское время  Жомартбаев активно включается в борьбу за ликвидацию неграмотности, открытие начальных классов и интернатов в крае. В 1927 году он возвращается в Семипалатинск. Преподавал в школах и казахском педагогическом техникуме, вел уроки казахского языка и литературы, математики, организовал литературно-драматические, музыкально-танцевальные кружки, внес вклад в развитие  сценического искусства в нашем регионе.  Занимался он и литературной деятельностью.  Писатель много сделал и в развитие казахской драматургии 20-х годов. Его первое драматическое произведение «Осы ма, қазақ, өмірің?», было поставлено в Зайсане, а пьеса «Сары сүйек құда»  — в Семипалатинске. Занимаясь журналистикой, Таир Жомартбаев регулярно писал фельетоны и статьи  и  печатал их  на страницах газет «Алаш», «Қазақ» и журналов  «Айқап», «Жаңа мектеп». Из художественных произведений  этого периода заслуживают внимание стихотворения «Зайсан», «Чингистау», «Родной язык» и другие.

В 1937 году по ложному политическому обвинению приговорен к расстрелу.  Реабилитирован в 1956 году.

Список использованной литературы:

  1. Жомартбаев Таир  /Литература Казахстана: энциклопедический справочник. – Алматы: Изд-во «Аруна», изд-во «Қазығұрт», 2010.- с.195-196, фото
  2. Писатели и поэты Семейского региона: биобиблиографический указатель / Сост. О.Ф.Мальцева .- Семей: Изд-во «Дом печати», 2015.- 106 с.
  3. Мухамедханов К. Педагог, просветитель, поэт // Иртыш. – 1984. – 22 декабря.- с .4, фото
  4. Перцева Н. Учить не уставая // Наше дело. – 2016.- 28 июля.- с.6, фото
  5. Шевченко В. Колыбель казахской интеллигенции // Казахстанская правда.- 2003.- 20 июня.- С. 6.