Магауия Абайулы Кунанбаев родился от жены Абая Дильды, когда Абаю было двадцать пять лет. У Дильды было четыре сына и две дочери. Магауия (Магаш) — младший ребенок Абая.
Магауию в возрасте восьми-девяти лет отдали на обучение татарскому мулле Мухаметкариму, где он получил мусульманское образование. После пяти лет обучения в селе Абай отвез Магауию в город на учебу в русскую школу в Семипалатинск.
После двух или трех лет обучения в городе Магауия, проявлявший незаурядные способности в учебе, показавший отличные знания, считавшийся лучшим среди учеников, заболевает. Абай, беспокоясь о здоровье своего сына везет его к самому опытному врачу в Семипалатинске — Станову, который диагностировал у Магауии легочную болезнь, что послужило препятствием для дальнейшего нахождения и обучения в городе и Абай решает забрать своего сына в аул. С тех пор Абай сам становится учителем и воспитателем для Магауии. С 1885 года Магауия находился на воспитании отца. Под руководством Абая Магауия знакомится с трудами русских ученых и выдающихся писателей, которые читал сам Абай, получает много знаний.
Большое влияние на обучение и развитие Магауии оказывает также его брат Абдрахман, вернувшийся в 1889 году из России по окончании Тюменской и Санкт-Петербургской школ.
Это были годы, когда широко распространялась поэзия Абая, а село, в котором жил Абай стало культурным центром. По словам Абая, лирические стихи Магауии — это реалистичные произведения, которые легко читались, и были близки его сердцу.
Одним из первых стихотворений Магауии является его песня «Ай жарық, жаздың түні ат терлетіп». Поэт описывает свое настроение, настроение и чувства летом, когда ему было два года, когда однажды ночью свет луны скрылся от людских глаз.
Первые стихи, которые были посвящены мечтаниям и любви, он написал в шестнадцатилетнем возрасте. Лиризмом были пропитаны его стихи «Лунной летней ночью загоняли коней», «Этой ночью мне приснилась ты». Во многих стихах выразилась скорбь Магауии по поводу болезни его брата Абдрахмана.
В 1894 году Абай отправил Магауию в Алматы, чтобы быть рядом с больным братом Абрахманом. Пять месяцев Магауия ухаживал за своим любимым братом, после чего собственноручно проводил его в последний путь. Болезнь и смерть брата наложила на Магауию трагический отпечаток, что выразилось в его нескольких стихах «Бір үміт, бір хауіптің» («Одна надежда, один ужас»), «Бірге туған бауырлас» («Рожденные вместе») и др.
Всесторонне раскрылось поэтическое дарование в поэмах, которые он написал по совету Абая: «Енлик-Кебек» в 1890 году, «Абылай» (сохранилась не полностью). По объему и художественным достоинствам также выделяется поэма «Медгат — Касым», написанная в 1900 году.
М. Ауэзов пишет, что поэмы Магауии «Енлик и Кебек» и «Абылай» сохранились в рукописи и не получили широкого распространения среди читателей. Поэма «Медгат — Касым» – самое объемное произведение, в котором ярко выразились талант и художественно-этическое своеобразие поэта. Поэма «Медгат — Касым» Магауии посвящена жизни народа, который никакими узами не связан с казахами. В поэме описываются события африканского племени. М. Ауэзов отмечает, что Магауия воспринял традиции европейской и русской классики. Поэма «Медгат — Касым» созвучна произведениям Байрона, посвященных Востоку, А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»», Кавказский пленник», «Цыгане», М. Лермонтова «Измаил-Бей», «Аул Бастунжи», «Ашик Кериб».
М. Ауэзов, вкратце остановившись на сюжетной линии, подчеркивает, что художественной манере Магауии присущи, как и классической западной поэзии, гармония, краткость и ясность. Поэт избегает некоторые традиции классической восточной поэзии – многословие, пышность и чрезмерное восхваление того или иного лица, явления. Поэма написана в духе романтизма. М.О.Ауэзов оценивает поэму Магауии как образец классической поэзии. Поэма захватывает читателя глубоким содержанием, многосторонним раскрытием характеров, конфликтами, которые не были отражены до Магауии. М. Ауэзов отмечает, что поэма «Медгат – Касым» – высокоидейное произведение, в художественном отношении оно совершенно и в литературе конца ХIХ века не найдёшь такого произведения. Кроме того, исследователь отмечает, что такое глубокое содержание, стиль, язык поэмы показывают автора как всесторонне образованного человека, поэта-мастера.
Магауия, словно соревнуясь с двоюродным братом Шакаримом Кудайбердиевым, написал дастан «Енлик — Кебек». Ауэзов пишет, что Магауия раскрыл образ людей, которые виновны в гибели Енлик и Кебек, в том, что невинный ребенок остался сиротой, а также показал суровый образ времени. Главные герои поэмы бий Кенгирбай, Енлик и Кебек и другие персонажи в действительности были в жизни. Ученик М. Ауэзова К. Мухамедханов подтверждает такое мнение своего учителя. «События, описанные в поэме, произошли в ХVIII веке между родами тобыкты и найманы. Кенгирбай является прапрадедом Абая Кунанбаева, сыном Жигитека, родственником Айдоса. То, что Магауия написал эту поэму, имеет большое политическое значение. Проблемы, поднимаемые в поэме, общие для всего казахского народа, и порождены действительностью. Абай раскрыл десятилетиями скрываемую правду и поручил Магауие написать дастан. Вначале эта поэма была известна только окружению Абая, так как правда о Кенгирбае не могла устраивать сильных мира сего».
М. Ауэзов отмечает, что в художественном отношении поэма Магауии еще слаба, тем не менее, она своим идейным содержанием занимает особое место среди произведений других поэтов.
Таким образом, как писал М. Ауэзов, с полной уверенностью мы можем назвать Магауию, получившего знание в школе Абая Кунанбаева, талантливым учеником и продолжателем поэтической традиции великого Абая.
Магауия умер 12 мая 1904 года. Кладбище, на котором он похоронен, находится на зимовке Акшокы.
Список использованной литературы
- Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.Н.Нургалиев. — Алма-Ата, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 367
- Мұхамедханов Қ. Көп томдық шығармалар жинағы. ІІІ том. — Алматы: «Алаш», 2005. — 328 б.
- Мұхамедханұлы К. Абайдың ақын шәкирттері. Екинші кітап. – Алматы: Дәуір, 1994. — 336 б.
- Мұхамедханұлы К. Абайдың ақын шәкирттері. Ушінші кітап. – Алматы: Дәуір, 1995. — 320 б.