Немногим творениям человеческого гения удалось преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту вечности. Среди них нетленное наследие великого мыслителя, классика казахской литературы Абая (Ибрагима) Кунанбаева.
Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (ныне Восточно-Казахстанская область), в кочевьях рода Тобыкты, от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Любящая Улжан и мудрая бабушка Зере окружали мальчика лаской и заботой. Бабушка была чудесной рассказчицей, из ее уст Абай услышал немало легенд и сказаний. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибрагим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. За пять лет учения в этом медресе прилежный, и одаренный мальчик сумел не только получить образование, но и расширить круг своих интересов. Именно в медресе он стал увлекаться восточной поэзией, читал творения Фирдоуси, Низами, Навои, Хафиза. Одновременно он учился и в приходской русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. Это были еще неопытные подражания классикам Востока. Среди ранних стихов Абая встречались лирические стихи, отрывки, экспромты, созданные в духе творчества акынов-импровизаторов. К сожалению, об этом нам известно по рассказам и воспоминаниям, а не по самим текстам, которые не сохранились. До нас дошли лишь начальные строки одного из ранних стихотворений Абая – послания любимой девушки Токжан.
С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода, так как умного и одаренного сына он считал вполне достойным помощником, а со временем – и преемником по управлению родом. Абаю пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. В этот период он углубился в изучение народного поэтического творчества Востока и русской классической литературы. Лишь в 35 лет Абай Кунанбаев вновь возвращается к творчеству. В течение пяти-шести лет, с 1880 по 1886 год, поэт создает цикл стихов, которые распространяет от имени своего друга Кокпая Жанатаева. Романтические порывы к свободе мысли, жажда познания мира и его законов – вот основной мотив стихов этого периода.
Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением «Лето» свое имя. И у друзей поэта, близких, и в соседних аулах появляются теперь стихи с именем «Абай». Поэт утверждает в литературе свое имя и свои литературно-эстетические взгляды.
Значительным импульсом в раскрытии высокого потенциала Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими: Е.П. Михаэлисом, Н.И. Долгополовым, С.С. Гроссом. Они помогали поэту углублять и расширять свои ранние представления о русском народе. Под влиянием друзей Абай много работает и думает над проблемами философии и теории эволюции. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период «бури и натиска» в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого и других. В русских переводах читал он и мировую классику — Гете и Байрона, Сократа, Аристотеля и Платона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.
Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания».
Сила абаевского стиха определяется необыкновенным художественным мастерством в глубоком и верном изображении явлений жизни. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него собирается талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.
В душу вглядись поглубже, сам собою побудь.
Я для тебя загадка, я и мой путь.
Знай, потомок, дорогу я для тебя открывал,
Против тысяч сражался — не обессудь!
Проникновенные слова, окрашенные в печальные и грустные тона, словно приветственное письмо будущим поколениям; в них след его непростой жизни, полной творчества и созидания. В этих строках печать тернистого пути, по которому шел Абай.
Список использованной литературы:
1 Абай. Стихи. Поэмы. Проза. – Алматы: Мектеп, 2002.- 192 с.
2 Ауэзов М. Мысли разных лет.- Алма-Ата: Гос. Изд-во художест. литературы, 1961.- 541 с., фото
3 Ахметов З. Абай и Лермонтов: Эссе. – Алматы: «Арда», 2008.- 160 с.
4 Ахметов З. Казахское стихосложение (проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии) / Под ред. М.С.Сильченко.- Алматы: Арда,2012.- 479 с.
5 Сильченко М.С. Абай: Очерки жизни и творчества.- Алма-Ата: Гостипография № 2. – 112 с.