Арип Танирбергенов
(1856-1924)

Танирбергенов  Арип — народный  поэт, просветитель, один из талантливых учеников Абая.

В XIX веке в Казахстане сложились школы-акынов,  в нашем регионе существовала поэтическая школа Абая.  Именно  благодаря этой школе,   развилось дарование нашего земляка Арипа Танирбергенова, подлинного народного поэта, просветителя, одного из талантливых  учеников Абая Кунанбаева.

Танирбергенов  (Мухамедгарип)  Арип родился в с. Жыланды  Жарминского района Семипалатинской области (ныне Восточно-Казахстанская область). Арип выходец из бедной семьи, в юности, по выбору местного волостного управителя, попал в русскую миссионерскую школу в г. Семипалатинске. Одновременно с русской школой, он посещал мусульманскую школу – медресе. Во время учебы в городе познакомился с Абаем Кунанбаевым. В 1878 году окончил Семипалатинское уездное  училище. В итоге приобрел солидное русское образование, подчеркнул знания об устно-поэтическом творчестве казахского народа, изучал восточных классиков. Достаточно владея родным и русским языками, Арип в то же время мог читать литературу на татарском, арабском и персидском языках, изучал китайский язык. В 80-е годы служил переводчиком в различных административных, просветительских учреждениях, в русском консульстве в Китае в городе Чугучак.

Подростком начал участвовать в айтысах, где одержал несколько побед. Его соперниками в поэтических состязаниях были такие акыны, как Кокбай, Асет, Садир, Боранбай,  Каумет и другие. В молодости наряду с любовной лирикой, шутливыми песнями, сочинял поэмы-кысса  на популярные  сюжеты из «Тысяча и одна ночь» и дастанов «Ходжа Гафан», «Сейфуль-Малик», «Юсуф и Зулейха», «Кысса – и Бахрам». В них молодой акын воспевает любовь, мужество, стойкость, благородство  души и человеческих поступков. Первый дастан  «Зияда-Шахмурат», написанный в 1884 году, был издан в 1890 году.  Эти поэмы, несмотря на их занимательность, захватывающие приключения романтических героев, прославление возвышенных чувств, были далеки от реальной действительности.  Однако после критики этих поэм Абаем, который указал на отдаленность  сюжета от реальной жизни, поверхностное описание действий героев,  Танирбергенов  стал уделять свое внимание  событиям общественной жизни.  Поэт обратился к социальной проблематике, к  жизни дореволюционного казахского аула. В конце XIX – начале XX вв. его творчество развивалось в русле демократическо-просветительского направления казахской литературы. Стихотворения «Кабанбаю», «Хаджи Серикбаю из Наймана», «Волостному Таурбеку» и другие раскрывают произвол  царских чиновников, показывают существующие социальное неравенство, угнетение женщин.

Большой заслугой Танирбергенова является запись им состязания в стихах прославленных мастеров слова Биржана и Сары. Это айтыс, который был самым ярким образцом мастерства традиционного поэтического поединка и относится к сокровищнице художественного слова, дошел до наших дней благодаря публикации поэта.

По своим общественным взглядам Танирбергенов был просветителем. Улучшение жизни казахского народа видел он в образовании, поэтому в своих произведениях объясняет пользу науки, просвещения, призывает стремиться к знанию. Следуя Абаю, он старался познакомить казахских читателей  с произведениями  А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Будучи неустанным просветителем русской классической литературы, Арип Танирбергенов осуществил вольный перевод романа «Евгений Онегин», автору которого он посвятил стихотворение «Гениальный Пушкин».

Активно  занимался и  просветительской деятельностью, открыл у себя дома школу для детей, обучал их по мере возможности русскому языку, вел занятия по русским учебникам.  Как и Абай Кунанбаев, он осуждал простое времяпровождение. Своим современникам он советовал изучать стихи Абая. Арип Танирбергенов сравнивал мир с океаном, а науку с кораблями,  всячески возвышал разум. По его мнению, разуму соответствуют шесть качеств: доброта, честь, стыд, терпение, предосторожность.

В стихах, написанных на протяжении почти полстолетия, автор затронул самые различные вопросы общественно-политической и культурной жизни своего времени.

Поэт демократической направленности творчества, дожив до Октябрьской революции, которая застала его в старости,  встретил ее с открытой душой. В своих стихах раскрыл все социальные изменения и преобразования в обществе. Творчество этого периода обогащается идейно и тематически, в его поэзии появляется политическая лирика.

Особенно творческими для него были 20-21 годы. В этот небольшой промежуток времени им созданы стихи, которые отразили его отношение к происходящим на его словах событиям. Из произведений на политическую тему особенно выделяется его стихотворение «Парижская коммуна», в котором  поэт показывает духовную преемственность между французскими коммунарами и русскими революционерами.

Его первый сборник стихов «Не забывайте меня» издан только в 1969 году.

Список использованной литературы:

  1. Арип Танирбергенұлы /Литература Казахстана: энциклопедический справочник . – Алматы: Изд-во «Аруна», изд-во «Қазығұрт», 2010.- с.68
  2. Гайнуллина Ф.А. Литература Семипалатинского Прииртышья: учебное пособие.- Семипалатинск, 2002.- с.26-28
  3. История казахской литературы в 3-х т. Т.2 /Под ред. И.Т.Дюсенбаева .- Алма-Ата: Наука Каз. ССР.- с.234-235
  4. Мухамедханов К. Арип Танирбергенов / Казахская ССР Т.4: краткая энциклопедия.- Алма-Ата: Глав. Ред. Каз. Сов. энциклопедии .- с.128
  5. Писатели и поэты Семейского региона: биобиблиографический указатель /Сост. О.Ф.Мальцева.- Семей: Изд-во «Дом печати», 2015.- 106 с.
  6. Танирбергенов Арип / Кашляк В. Семипалатинск: их именами названы… — Семипалатинск, 2006.- с.343
  7. Зулхаров Г. Подлинный народный поэт // Иртыш.- 1996.- 8 октября.- с.3