Абай в изобразительном искусстве

Образ великого Абая, поэта и просветителя, как личность интересовал и интересует в исторически разные периоды времени многих художников изобразительного искусства. Образ Абая, его жизнь и творчество послужили для многих деятелей искусства Казахстана темой их произведений. С большим вдохновением создают они его образ в живописи, графике и скульптуре. Работать над ним сложно, так как с натуры был единственный портрет. Поэтому воссоздание образа великого человека – это передача своего видения Абая. Живописные и графические произведения можно систематизировать следующим образом: иллюстрации об Абае Кунанбаеве; иллюстрации  по мотивам произведений Абая; сцены из жизни Абая; портреты и жанровые картины.

Мир и образ Абая освещен во всех жанрах изобразительного искусства и играет передовую роль в создании картин исторического плана. Первыми картинами более раннего периода являются произведения русских художников. Павел Дмитриевич Лобановский, сосланный в 1884 году в Семипалатинск за политическую неблагонадежность, изобразил единственный прижизненный графический портрет Абая (1887 г.). В 1887г. графический портрет Абая экспонировался на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Основная специальность Павла Лобановского — военный. Павел Лобановский, который был приговорен к депортации из  Ростова в Семипалатинск (1884-1887) и познакомился с Абаем, был единственным автором портрета Абая.

Первый портрет Абая выполнен на холсте масляными красками художником М.И. Крутильниковым в картине «Абай пишет стихи» (1927).

Уникальны сюжетные работы художника А.Волощук «Молодой Абай слушает песню акына» (1940) и картина «Абай и жатаки» (1954) художника О.Кужеленко, выполненные в традициях русского реализма. В работе А.Волощука изображен юный Абай и его бабушка Зере, которая с любовью прикоснулась к любимому внуку, созерцающий пение певца Байкокше. В юрту проступает лучистый свет, на лице Абая всепоглощающая жажда учения и сосредоточения народной мудрости. В картине «Абай и жатаки» — люди, увлеченные общей беседой; отражается близкое отношение и причастность Абая к социальной жизни народа. Неповторимость, индивидуальность жизни поэта ярко показаны в портретах художников А.Ш.Мартовой, А.М.Черкасского, А.П. и А.Г.Аткниных, О.Л.Островского и других.

Лучшими из всех портретов Абая являются работы художников О.Л.Островского А.П. и А. и Г. Аткниных. В портретах присутствуют присущие поэту обаяние, острый проницательный ум, критический взгляд. Раскрыты черты поэта-критика и составляющие личность интеллект и интеллигентность, превосходно переданы портретное сходство и глубина психологии, достигнуто одновременно сложной и оригинальной техникой маркетри (инкрустация по дереву) и вышивке гладью нитками мулине. Григорий и Анна Аткнины в картине  Абая, смогли передать образ Абая  со вкусом подобранные цвета пряжи, его верхняя одежда и его наряд были образцовыми.

Одним из первых художников, кто обратился к образу Абая в живописи, был Абылхан Кастеев. В 1945 году он создает поколенный портрет юного Абая с книгой в руках. Портрет выдержан в сдержанной коричневато-зеленой гамме. Образная убедительность портрета не потеряла своего значения и сейчас. Художник подчеркнул целеустремленность, духовность, небывалую тягу к знаниям. Портрет Абая писали многие казахстанские художники, но, в основном, это были портреты Абая в зрелом возрасте, так как до нас дошла единственная фотография поэта, на которой изображен Абай за несколько лет до смерти.  А. Кастеев сумел представить казахского просветителя в юном возрасте. Абай – совсем юный, ему здесь нет и семнадцати. Он еще ученик, а не учитель. Его взгляд устремлен вдаль, в руках – раскрытая книга. Вероятно, он что-то прочитал и теперь задумался над прочитанным. По-юношески нежная кожа, пухлое румяное лицо, красные губы. Однако, высокий чистый лоб, ясный пытливый взгляд, устремленный куда-то во вне, плотно сжатые губы, твердая линия бровей — все это указывает на то, что перед нами великий мыслитель. Так смотрят люди, захваченные какой-то неожиданной мыслью. Видимо, он только что прочел в книге что-то такое, что заставило его встать и пойти – все равно куда, только бы остаться одному. В этом взгляде есть что-то от великих мыслителей востока – Ибн-Сины, Омара Хайяма.  Черная рубашка, сверху – зеленый бархатный камзол, на голове —  черная тюбетейка. В одежде нет ничего лишнего, она выдает умеренность и опрятность хозяина. Книга для Абая с юных лет была лучшим другом, он тянулся к знаниям. Автор использовал приглушенные цвета: темно-зеленый, серый, черный, бледно-розовый. Они передают настроение героя – задумчивость, созерцательность. Художник сознательно избрал не поясный портрет – одну из наиболее распространенных форм композиции в портретной живописи, —  а дает почти поколенное изображение Абая. Такая композиция способствует впечатлению монументальности портрета. Это вполне соответствует значительности образа поэта. А. Кастеев  показал великую просветительскую роль Абая для казахского народа. Отличительная особенность жанровых полотен А.Кастеева – связь человека с окружающей средой, с пейзажем. Так изображен Абай Кунанбаев в картине «Абай у юрты»: на фоне родного аула, необъятной казахской степи, с томиком А.С. Пушкина – своего верного учителя.

Одним из первых посетителей библиотеки был казахский просветитель Абай Кунанбаев. Он пользовался энциклопедиями, словарями, справочниками. Но больше всего его интересовала русская литература. Абай знакомился с произведениями русских писателей, переводил басни Крылова, сказки Салтыкова-Щедрина, произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, через переводы М.Ю. Лермонтова знакомился с зарубежной литературой, произведениями Байрона, Шекспира, Шиллера, Гете. Все эти книги оказывали огромное влияние на Абая. В известной картине «Абай в библиотеке» (1954)   Леонида Павловича Леонтьева советского живописца, изображен Абай в беседе с библиотекарем. В картине  художник сумел изобразить образ Абая с большой мудростью, попытался различить его разум и волю.

Плеяда художников-графиков, переосмыслив творчество Абая, создала книжные иллюстрации к его произведениям. Среди них коллекция работ станковой литографии и офорты Евгения Михайловича Сидоркина.    Евгений Сидоркин (1930 — 1982) – советский художник-график, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1965), лауреат Государственной премии Казахской ССР имени Чокана Валиханова (1979), народный художник Казахской ССР (1981).

Все вместе листы смотрятся как единое масштабное полотно, а объединяется оно тремя портретами – «Мухтар Ауэзов», «Абай-ага», «Абай-поэт». История как бы просматривается через двойную призму – через восприятие ее Абаем и автором романа. Главные темы его работ – это психологии образов и черты героев исторического романа М.Ауэзова «Путь Абая», национальные игры и казахский эпос. Они позволяют создавать психологически нюансированные образы, благодаря способности намекнуть на длительность душевных процессов мягкими перетеканиями света и тени, бархатистостью фактуры указать на неуловимость интонационных звучаний и медитативных состояний персонажей. Каждый лист из этих серий вызывал чувствительный резонанс не только в зрительском восприятии, но и в процессах развития искусства республики.

В графических листах М. Кисамединова «Времена года» раскрыт поэтический и художественный мир Абая, собранный воедино в обобщенный образ матери — Земли. Композиция каждого листа составляет в целом своеобразный изобразительный рассказ об эстетическом идеале казахского народа. В жанровых, казалось бы, довольно обычных мотивах Кисамединов добивается большого обобщения. Лист «Зима» — наиболее выразительный по пластической форме. В динамичном строе гравюры сюжет (битва чабанов с волками) служит важным материалом, из которого извлекается истина о всепобеждающей силе человека. В гравюрах Кисамединова глубина в пространстве, свет имеют немаловажное значение. Благодаря этому, листы отличаются живостью, тональным богатством.

Кисамединов Макым Мустакович (1939-1982) — художник, член Союза художников Казахстана. Макым Кисамединов относится к группе «шестидесятников» — художников, работавших в конце 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия. Первыми творческими работами Кисамединова стали оформление и иллюстрирование юбилейного издания стихов Абая Кунанбаева в 2-х томах.

К образу юного Абая обращается известный казахстанский живописец Камиль Шаяхметов (1928 – 1995). С особой теплотой он изобразил мальчика Абая, обучающегося в русской школе. Кисть ласкает холст. С особой убедительностью в реалистической манере отобразил личность Абая Канафия Тимирболатович Тельжанов (1927 – 2013) – классик национальной казахской живописи. Последовательно освобождаясь от «литературности» своих произведений. Токболат Тогысбаев (1940 – 1996) пришел к стилю, в котором ярко и эмоционально раскрылось существо его таланта, основанного на тонкой интуиции цветовых соотношений. Живописец монументализирует образ Абая, тем самым соединяет достоинства станковой картины и монументального искусства.

В 1977 году художники К.Шаяхметов, Н. Нурмухаммедов изображают следы истории в ущелье Каражартас, события во время правления отца Абая — Кунанбая Ускенбаева. Живописное полотно К.Шаяхметова «Жазнь Кодара» глубоко трагично. В картине сцена судного дня, скорбящие, и люди, приговорившие осуждению безбожника старика Кодара. Работу нельзя отнести к ряду удовлетворительных жанровых картин исторического рода. Картина Нурмухаммедова «Абай у могилы Кодара» — это философское осмысление времени, поэт переживает чувство глубокой печали.  Нурмухаммедов Нагим-Бек (1924-1986) – народный художник Республики Казахстан. Он с одинаковым интересом и увлечением пишет и большие исторические полотна, и картины, отражающие выразительные моменты современной жизни, и портреты, официальные и психологические, пишет и пейзажи. Однако достижения единства психологизма и декоративности цвета в одном полотне подчас становится трудноразрешимым. Вместе с тем, портрет Абая представляется величавым, исполненным достоинства. Нагим-Бека Нурмухаммедова (1924-1986) влечет к большим темам; он воплощает духовный облик современника – творческого человека. Однако достижения единства психологизма и декоративности цвета в одном полотне подчас становится трудноразрешимым. Вместе с тем, портрет Абая представляется величавым, исполненным достоинства.

Произведения заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, художника-графика Константина Яковлевича Баранова  привлекают внимание прежде всего неповторимым своеобразием. Портреты классиков казахской поэзии – Абая и Джамбула – также выполнены в технике литографии. В этих портретах в полной  мере проявились всегда свойственные художнику острота зрения и подлинно творческий подход к делу, хотя и были, конечно, немалые трудности. Сложность состояла в том, что в данных портретах нельзя было слишком отклоняться от известных, уже установившихся канонов их изображения, в то же время стараясь дать собственную оригинальную трактовку. Кроме того, исходная документальная иконография Абая  ограничена всего лишь одной или двумя фотографиями очень невысокого качества. Тем не менее Баранову в какой-то мере все же удалось передать в портретах характер и значительность творческой личности.

«Тема Абая», его образ нашли воплощение и творчестве Баки Идрисовича Урманче (1897-1990) – народного художника РСФСР. заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая. В Казахстане он работал в 1941-1956 годах, где им были созданы портретная галерея деятелей истории и культуры республики. В Казахстане он пишет сцену «Абай в юрте» (1946) так, будто очутился рядом с великим поэтом и стремительно набрасывает протокольно-точный отчет с места исторического действия потомкам: «…дверь распахнута, тундук открыт, юрта вся полна дыханием ясного весеннего утра. Запахи полыни и ковыля, перебивая друг друга, врываются в нее вместе с разноголосым шумом весны».

Раскидные книги на столе, тут же – набросанный в эскизной манере натюрморт из утвари, словно выхваченная софитом фигура Абая, — все это, включая еще смешение жанров, непосредственность подсмотренной сценки, призвано вовлечь зрителя в жизненный поток, сделать сцену на историческую тему не постановочным, а реально проживаемым событием.

Соединение интерьера и пейзажа становится излюбленным приемом в портретах Урманче. Через откинутый полог в юрту проникает свет, позволяя художнику использовать различные эффекты освещения. Вдали мы видим степные просторы, утопающие в солнечном мареве. Мотив раскрытой двери часто используется Баки Урманче. Он пишет серию портретов чабанов (1949), используя именно эту схему. Используя излюбленный мотив европейской портретной живописи XV века, он обогатил композицию новыми смыслами и придал ей особую торжественность.

По мотивам произведений Абая выполнил в технике офорта и линогравюры серию работ Исатай Исабаев. Замечателен офорт «Абай» (лист из серии «Абай», 1976). Образ Абая художник показывает в неразрывной связи с народом, с землею, в единстве с природой. Объединяющим центром двухчастной композиции является идол, означающий дух предков. Думается, что художник хотел показать Абая, познающим мудрость предков, землю, народные традиции.  Исабаев Исатай Нурышевич (1936-2007) – художник, член Союза художников СССР (с 1966 года), обладатель диплома «Бехзад» (Ашхабад, 1991), лауреат премии Тарлан (2005), заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1988). Исатай Исабаев не собирался делать Абая и его современников точными. Художник смог изобразить образ Абая с глубоким пониманием слов и своей фантазией.

Художники изображают его то возвышенным, то сосредоточенно-серьёзным, то глубоко задумчивым, часто на фоне степи чем каждый раз подчёркивается его связь с землёй, с родиной, где он родился, и которая стала частью его жизни и поэзии. Таковы при всём различии эмоционально-образного строя портретные изображения Абая в творчестве живописцев старшего поколения: Раймкула Есиркеева, Сейтмахана Калмаханова, Андрея Осипенко.

Одним из первых произведений, посвящённых казахскому просветителю и поэту, стало полотно Раймкула Есиркеева, одного из старейших художников региона (1921-1980). В искусстве Есиркеева главным жанром стал композиционный портрет, где окружающая обстановка, в которой изображён персонаж, дополняет рассказ о человеке. Р. Есиркеев непритязательно скромно и просто говорит о людях своей земли. Художник создаёт обобщённый, возвышенный образ Абая (1968). Он изображает Абая с книгой в руках, в накинутом на плечи бешмете на фоне родных гор и степи. Стремление раскрыть мятежную душу Абая, передать атмосферу тревожного и бурного времени заставляют Есиркеева ввести в картину впечатление движения – вольный ветер развевает одежду, теребит волосы, волнует ковыль. Написанный широким уверенным мазком, в едином цветовом ключе, портрет передаёт достоверность образа Абая.

Среди рисунков, посвященных образу Абая, следует выделить работы Утепбаева Н. Главная тема работ Нурбулана Утепбаева художника — графика, члена Союза художников (1997), профессора, члена Союза дизайнеров РК (2004г.): аул, простые люди родной земли. Несколько лет Н. Утепбаев жил в селе Каска-Булак, знакомился с родными местами проживания великого поэта Абая, его родных и близких, изучал литературный и исторический материал. В результате художник создал серию портретов близких Абая и самого поэта.

К теме Абая обращается Айша Галимбаева. Плодотворной была работа А. Галимбаевой над дипломом по окончании Всесоюзного государственного института кинематографии. Это эскизы декораций и костюмов к киносценарию М. Ауэзова «Песни Абая» (1949). Для изучения материалов к кинофильму Галимбаева работала в музеях, ездила на этюды по местам Абая, делала десятки зарисовок. В шестидесятые годы она создала интересный цикл произведений на сюжеты кинофильма «Песни Абая»: «Суд биев», «Свадебный вечер», «Той», «Айтыс», «Встреча» и другие.

В картинах «Айтыс», «Подготовка к свадьбе» живо, правдиво, с душевной щедростью изображены сцены традиционного поэтического состязания и свадебного обряда. В «Свадебном вечере» мы видим лирическую сцену: поздним вечером степь залита разноцветными праздничными огнями в честь свадьбы ученика Абая –Айдара. Сотни огней и белые юрты отражаются в темном озере. На переднем плане, на фоне сияющего неба, стоят молодые. Не видно их лиц, стройные фигуры застыли вдали от шума и веселья. Произведения на сюжеты «Песен Абая» отличаются декоративностью, выразительностью художественных компонентов, эпичностью и оптимистической интонацией в изображении народной жизни.

В произведениях живописцев Казахстана Абай предстаёт как поэт-мыслитель, философ, гуманист-просветитель, взывающий «к порывам юные сердца», живущий трагедиями и надеждами своего народа.

В настоящее время рождается новый подъем в воссоздании «темы Абая», многогранный образ которого дает возможность художникам погрузиться в исследование бездн и высот его человеческой судьбы.

В произведениях изобразительного искусства, созданных художниками конца XX начала XXI вв., видны прекрасные знания жизни и творчества Абая, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, народного фольклора и музыки. Мир Абая – это путь к верной и правдивой дороге, и до настоящего дня тема Абая не проторена, требует в изобразительном искусстве долгих творческих поисков.

Список использованной литературы

  1. Абай. Энциклопедия /Бас редакторы Р.Н. Нұрғалиев.-Алматы, «Қазақ энциклопедиясының» бас редакциясы, «Атамұра» баспасы,1995.-720 б.
  2. Баранов К. Мастера изобразительного искусства Казахстана: Альбом/Авт. Вступ.ст. и сост. Р.А.Амиров.-Алма-Ата, Өнер, 1986.-136с., илл. с.25
  3. Барманкулов Б. История искусств Казахстана.в 3-х томах.т.3.Живопись. Графика. Скульптура-Алматы, Өнер, 2011.-192с.
  4. Бейсенбаев М. Абай суретін алғаш салғандар // Абай.-1993.-29-31б.
  5. Вандровская Е. Абылхан Кастеев.-М.: Советский художник.-1955.-63с.,с.26
  6. Вандровская Е. Канафия Темир-Булатович Тельжанов.-М.: Советский художник, 1973.-80с.
  7. Ғалымбаева А. Қазақстан бейнелеу өнірінің шеберлері. Альбом(Текст авторы және құрастырған И.А.Рыбакова).-Алматы:Өнер, 1981.-108 б.
  8. Исабаев И. Жанымды сыйладым халқыма…. Я душу посвятил народу своему…. I devoted my soul to my people….-Алматы, «Асыл сөз» баспасы, 2016.-240 б.
  9. История казахского искусства.Т.3: Искусство Казахстана нового и новейшего времени.-Алматы, Арда+7, 2013.-864с., илл.
  10. Қайрамбаев Ж. Альбом.-Алматы, Өнер.-2008.-160б.,66б.
  11. Копбосинова Р. Молодые художники Казахстана. Живопись, графика, скульптура.-Алма-Ата, Жазушы.-1972.-47с.
  12. Мастера изобразительного искусства Казахстана. 4-выпуск / Ергалиева Р.А., Труспекова Х.Х., Шарипова Д.С. и др.-Алматы, ИД «Жибек жолы», 2009.-200 с., илл.с.31-32
  13. Мастера изобразительного искусства Казахстана. 3-выпуск / Ергалиева Р.А., Труспекова Х.Х., Каргабекова Р.И. и др. — Алматы, 2004.-172 с., илл.с.31-32
  14. Өтепбаев Н. Өнердегі философия.-Семей,1918.-128 б., 7б.
  15. Рыбакова И.А. Нагим-бек Нурмухаммедов.-М.: Советский художник, 1977.-94с.