Гуманистические мысли Абая

В душу вглядись глубже, сам собою побудь…

Философские параллели поиска Истины.

 Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Но особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли –  это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.

Казахская философия определяется конкретно-исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в разные периоды его исторического развития. Началом казахской философии можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции. Социальные противоречия в жизнедеятельности казахского народа критически осмысливались Чоканом Валихановым (1835-1865гг.), Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.), Шакаримом Кудайбердиевым (1858-1931гг.) и др.

Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания. Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников. Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».

С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.» Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». (Абай Книга слов. – Алматы, 1991. – с.345). Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение.

Человек должен в этой космической «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим собой. Он пишет:

«В душу вглядись глубже, сам собою побудь:

Я для тебя загадка, я и мой путь!

Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.

Против тысяч сражался, не обессудь!»

«Познай сам себя» — это одно из древнейших философских направлений всех народов. Познай себя – и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит, прежде всего, из религиозной философии. И здесь можно провести параллели между Абаем и двумя религиозными мыслителями России – П.А. Флоренским и Н. Бердяевым.

Так как наука не открывает всю истину, Абай пытается найти ее средоточие и полноту. В «Слове» стих 38, он не просто ставит вопрос о пути познания Истины, но очерчивая познавательные горизонты, вводит в его контекст «мир», «самих себя», и «Аллаха». Он недвусмысленно говорит о существовании двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» лежат в другом – они во Всевышнем.

«Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное».

Легко сказать: вот Бог! Но путь

К нему лежит не через слово.

Душой и сердцем чистым будь –

Не надо истине иного.

Но Бога не постичь умом,

Зря мой язык о нем толкует.

Сомненья нет! Господь во всем,

Что в зримом мире существует.

Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность мироздания, через нее не постигается абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.

Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).

Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).

Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность – это выражение Вселенского мироздания Души… И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой.

Возможно множество параллелей между казахской и русской философией. И это понятно, так как и Россия и Казахстан являются представителями евразийской мысли. Здесь стираются границы Востока и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль.

Абай для казахов – такое же великое, не имеющее себе равных явление, как Пушкин для русских, Шекспир для англичан, Руставели для грузин… Наследие великих поэтов – достояние не только своего, но и всех народов. Абай относится к числу таких поэтов.

Обращаясь к философскому учению Абая Кунанбаева, можно заметить его ярко выраженный национальный и одновременно вненациональный характер. В центре внимания поэта – судьба казахского народа, казахский вопрос. Но, оценивая положение казахского народа, Абай фактически задает глобальный, универсальный, всемирно-исторический контекст анализа. В своих поэтических и прозаических произведениях Абай постоянно размышляет о назначении человека, о цели и смысле жизни, о добре и зле, о справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном, об идеале и благе. Он пытается осмыслить отношение человека к прошлому, современному и будущему.

Абай, будучи человеком своего времени, в своих прозаических и лирических произведениях поднимал философские проблемы поистине вселенского масштаба, на многие вопросы давал ответы, которые определили суть его назиданий.

Творчество Абая столь многогранно, что в нём отразилось всё: боль, тоска, безысходность, надежда, борьба – вся жизнь. Можно сказать, что вся экзистенциальная философия, которая – что представляет особый интерес – выступала против всякой формы и системы.

Хотя Абай не писал специальных философских и педагогических трудов, но почти все без исключения произведения пламенного наставника молодёжи пронизаны нравственно-этическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа, на творчество казахской народной интеллигенции – акынов и композиторов, на достижения общественной мысли народов Востока и Запада.

В центре миропонимания Абая так же, как и у многих мыслителей, находится человек. Человек, его этический и эстетический облик, его образование и воспитание, мир его чувств и интеллекта, его идеалы и цель жизни всегда увлекали Абая. Он изображал внутренний мир человека не только в художественно-образной форме, как это свойственно поэтам; он изложил свои мысли о человеке и в научно-понятийной форме.

М.О. Ауэзов пишет: «Когда мы подходим к Абаю, бесспорным является то, что у него есть многообразные, разнокачественные, глубокомысленные суждения о проблемах общественной жизни его эпохи, о вопросах поэтики, мастерства, эстетики, о проблемах воспитания, обучения, педагогики и особенно о проблемах, имеющих прямое отношение к философии человека и человечности, к философии морали и совести».

Актуальны сегодня мысли Абая о формировании нравственных принципов и нравственных ценностей в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о «божественной предопределённости» морали. По мнению Абая, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности. Все понятия о добродетели, все правила поведения приобретаются в процессе его жизни и деятельности. Он призывает молодых:

«Не кидайся на всё сгоряча,

Дарованьем своим гордись:

И ты, человек, кирпич мирозданья

В здание жизни самой ложись».

Несмотря на разное социальное положение, утверждает Абай, люди от природы равны. Об этом прирождённом биологическом равенстве людей Абай пишет в 34 слове Назиданий: «В этом мире рождение и рост, сытость и голод, горе и смерть, строение тела и место, откуда взялся человек и куда он должен отправиться, — всё это одинаково».

Свой высший этический идеал Абай выразил в формуле «Адам бол!» («Будь Человеком!»). О чем бы Абай ни писал, везде и всюду он следует этой формуле, стремится внушить людям, что пустая и бездеятельная жизнь в молодости оставит тяжелый осадок в старости, что богатство и отрада человека – это жизнь, что жить – это значит трудиться, учиться, т.е. быть Человеком с большой буквы.

Все его суждения о человеке и его поступках определялись внутренней логикой просветительского гуманизма. Проблема человека воспринималась им многопланово, как биологическая, психологическая, эстетическая, этическая и философская.

 

Литература:

  1. Абайдың өмірі мен творчествосы. – Алма-Ата: Из-во академии наук КазССР, 1954. – 271 с.
  2. Габдуллин Б. Этические воззрения Абая. – Алма-Ата: Издательство «Казахстан», 1970. – 104 с.
  3. Жиренчин А. Абай и его русские друзья. – Алма-Ата: Издательство академии наук КазССР, 1949. – 127 с.
  4. Кунанбаев А. Избранное. Серия «Мудрость веков». – М.: Русский раритет, 2006. – 426 с.
  5. Кунанбаев А. Книга слов / Пер. с каз. Р. Сейсенбаева. – Семипалатинск, 2001. – 218 с.
  6. Орынбеков М.С. Философские воззрения Абая. – Алматы: Гылым, – 334 с.
  7. Мамырбекова А.С. Нравственный оптимизм Абая // Мысль. – 2007. – № 8. – 116 с.