Асет Найманбайулы
(1867 -1922)

Асет Найманбайулы популярный акын-мелодист, поэт, певец, импровизатор и композитор родился в восьмом ауле волости Темирши Каркаралинского уезда (ныне колхоз Кызыл арай, Карагандинская область). Когда Асет был еще мальчиком, отец его Найманбай переехал в село Бахты, Урджарского района Восточно-Казахстанской области. Маленького Асета определили в медресе Зейнуллы. Асет быстро научился читать и писать по-арабски. Ученье ему давалось легко. Знал арабскую грамоту, восточную поэзию. Был часто в ауле Абая. Его песни широко распространены среди народа.

По рассказам современников, Асет приезжал на Кояндинскую ярмарку – своеобразное место паломничества всех видных казахских певцов, акынов, музыкантов прошлого столетия. В Коянды Асет состязался с девушкой – поэтессой Рысжан. Оба были известными, опытными, дерзкими на язык, находчивыми акынами. Они не смогли победить друг друга. Из поездки Асет привез много новых песен северной части Казахстана. Асет был не только выдающимся певцом, но и крупным акыном- импровизатором. К тому же айтысы Асета свидетельствовали о его хорошем вкусе. Отличались точным подбором слов. Поэзия его чиста, как слиток благородного металла.

Тематика поэзии Асета многогранна. Он был реалистом, и в его поэзии преобладают демократические мотивы. Подобно Жаяу Мусе, он писал стихи и песни, в которых обличал баев, биев, волостных правителей. Сочинял он и жоктау (песни-оплакивания) для девушек, и эпиграммы, и посвящения, и любовные стихи — письма для влюбленных. Встречаются у Асета и стихи, воспевающие религию, мусульманскую веру. Это была, так сказать, дань времени и среде. Поэта угнетало невежество казахов.

В 1923 году Асет приехал в город Кульджу. Поэт говорил о трудной жизни казахов в Китае. Он чувствовал, что ему уже не вернуться на родину, не увидеть родного края. Так нелепо 22 марта умер большой поэт и композитор Асет Найманбаев вдали от родины, на чужбине, не успев осуществить многие жизненные планы. Народ, наследник и хранитель всего ценного, непреходящего из прошлой культуры помнит своего певца и автора многих прекрасных песен. Песня «Асет» звучит во многих произведениях советских композиторов. Основная мелодия этой песни использована в арии Абая из оперы «Абай», написанной автором этих строк совместно с композитором Латифом Хамиди.
В ряду многих выдающихся народных композиторов, любимых певцов и акынов Асет Найманбаев занимает одно из почетных мест. В произведениях Асета воспета любовь к родной земле, разрабатываются темы семьи, равноправия женщин, звучит призыв к знаниям, культуре, постижению смысла жизни, отражают черты кочевого быта, историю, этнографию казахского народа. В творчестве Асета получили развитие песенные традиции Сарыарки, у истоков которых стояли Биржан сал и Акан сери.

Музыкально-поэтическое дарование Асета проявилось в айтысах с знаменитыми акынами Бактыбаем, Арипом, Кали, Саметом, Рысжан, Кемпирбаем и Маликой. В народе широко известны песни «Інжу-Маржан», «Қаракөз», «Майда қоңыр», «Әпитөк», «Гаухар қыз» и другие. Он автор киса-дастанов «Ағаш ат», «Үш жетім қыз», «Мәлік-Дарай», «Ақырғы сөз». Произведения Асета впервые опубликованы С.Сейфуллиным в 1925 году. Первый сборник произведения Асета вышел в 1968 году составитель Б.Адамбаев. Он включил 34 стихотворения включая песни, 4 айтыса, 4 кисса-дастана. Айтыс Асета с Рысжаном, поэма «Сагила-Амен» и другие произведения неоднократно издавались в наше время.
В 1990 году 19 сентября в ауле Маканшы в соответствии с постановлением Правительства Казахстана в честь 125-летия со дня рождения Асета Найманбайулы открыт литературно-мемориальный музей. В трех залах музея выставлены около 1700 экспонатов: личные вещи Асета, семейные фотографии, произведения поэта, а также предметы, дающие сведения о жизни и творчестве Асета Найманбаева.

Литература:
1. Исмаилов Е. Акыны. – Алма-Ата: Казгосиздат «Художественная литература», 1957. -340 с.
2. Асет Найманбайулы // Литература Казахстана. Энциклопедический справочник. – Алматы: ТОО «Аруна LTD», 2010.- 528 с.