Абай и библиотека

Восточно-Казахстанская областная универсальная библиотека имени Абая, г. Семей является одной из старейших библиотек Казахстана. Библиотека имеет богатую событиями историю и ведет свое начало с XIX века.  В 1878 году в Семипалатинске был образован Областной статистический комитет, который помимо собирания и обработки различных статистических данных стал заниматься и изучением края. В 1883 году в помещении Областного статистического комитета состоялось открытие музея и общественной библиотеки. В создании библиотеки активное участие приняли политический ссыльный Евгений Михаэлис и Абай Кунанбаев. Деньги на создание библиотеки пожертвовали семипалатинские купцы Плещеев и Хабаров, павлодарский купец – Деров, красноярский – Юдин. В организации библиотеки помогали и местные жители-краеведы Г. Колмогоров и И. Земляницын. В доме Земляницина и была расположена библиотека.

Первое время общественная библиотека работала под непосредственным наблюдением Губернского Статистического комитета, небольшое собрание книг которого послужило основанием для ее фонда. Комитетом были разработаны правила пользования библиотекой, согласно которым за пользование библиотекой взималась абонентная плата. Размер денежного взноса зависел от субсидий государственной думы и пожертвований отдельных лиц, на которые существовала библиотека. Вскоре заботу о библиотеке взяло на себя Общество попечения о начальном образовании, выделявшее ежегодно скромные суммы на содержание помещения, оплату библиотекаря и приобретение литературы.

Известный абаевед Каюм Мухадмеханов в своем исследовании отметил: «Библиотека открытая рядом с музеем в то время была самой богатой среди городских библиотек Сибири. В библиотеке был богатый выбор классиков русской и мировой литературы: произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Жуковского, Тургенева, Гоголя, Михайлова, Гюго, Гете, Диккенса, Золя и др. Семипалатинская библиотека выписывала книги по истории, философии, естествознанию и другим областям науки, а также журналы «Вестник Европы», «Наблюдатель», «Русский вестник», «Новости», «Новое время» и др., издававшиеся в России».

Многие годы постоянным читателем библиотеки был казахский просветитель Абай Кунанбаев. Он пользуется энциклопедиями, словарями, справочниками. Но больше всего его влечет русская литература. Абай читает и переводит произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, басни Крылова, через переводы М.Ю. Лермонтова знакомится с зарубежной литературой, произведениями Байрона, Шекспира, Шиллера, Гете, Гейне, Бальзака и др. Отсюда за перевалы Чингиза он увозит книги полюбившихся авторов, переводит  на казахский лермонтовский «Кинжал», «Парус», главы из «Евгения Онегина», а «Письмо Татьяны» в переводе Абая зазвучало по всей степи,  поражая казахов красотой и силой Пушкинского слова.  Чудесная песня любви русской девушки Татьяны благодаря таланту Абая стала близкой и понятной казахскому народу.  Отрывки из романа Пушкина вошли в виде песен в национальную сокровищницу казахского народа.

Взаимоотношения с русскими друзьями у Абая строились на взаимообогащении. Часто их встречи проходили в библиотеке, так как она была одним из немногих мест города, куда приходили не только за книгами, но и пообщаться. С историей библиотеки связана большая и яркая дружба Абая Кунанбаева и Евгения Петровича Михаэлиса. Абая привлекал этот интеллигентный, глубоко образованный человек, а Михаэлис горячо поддерживал прогрессивные взгляды Абая. Они очень много беседовали  об образовании и просвещении казахов, сближении и дружбе двух народов, построении справедливого государства. Пока Михаэлис жил в Семипалатинске, в зимнее время Абай виделся с ним почти ежедневно. И до последних дней своей жизни великий поэт с благодарностью говорил о своем друге.

Расширению знаний Абая в истории, юриспруденции науке способствовали и его близкие друзья – Северин Гросс и Александр Леонтьев. Итогом их тесного общения стало издание книги «Материалы для изучения юридических обычаев казахов».

В 1885 году в  Семипалатинск приезжает американский, журналист и публицист Джордж Кеннан. Он путешествует по Сибири и Алтаю, собирая материал для своей книги «Сибирь и ссылка». Впечатления о посещении библиотеки он оставит в книге: «…Скромное деревянное здание посредине города с небольшим антропологическим музеем, уютной читальней, где можно найти все русские газеты и журналы и весьма недурной подбор книг…С удивлением я увидел, — продорлжает он, — сочинения Спенсера, Бокля, Льюиса, Милля, Тэна, Леббока, Тейлора, Гексли, Дарвина, Стендаля,Уэллеса, романы и повести Скотта Диккенса, Элиота, Жоржа Мак-Дональда,,» И далее: «Подобный подбор книг делает честь интеллигенции и вкусу тех, кто произвел его и пользовался этими книгами. Благодаря книгам, у меня составилось самое лучшее мнение о городе Семипалатинске, чем на основании того, что я до сих пор  видел и слышал».  Еще больше удивился Кеннан, когда Леонтьев ему рассказал об Абае. Он характеризовал Абая как человека светлого и мощного ума, который хорошо знает русскую литературу и настойчиво и успешно изучает труды английских философов. Я его два раза экзаменовал по Дреперу – «Умственное развитие Европы», — сказал Леонтьев Кеннану, — и могу уверить вас, что он в нем хорошо разбирается».

Американец был сильно удивлен этим открытием, никак не мог себе представить степного кочевника, углубленно изучающего Дарвина и Бокля, и хотел своими глазами увидеть этого ученого казаха, но для встречи с Абаем не представилось случая. Об этом удивительном кочевнике ровесник Абая Дж. Кеннан напишет в своей книге «Сибирь и ссылка», изданной в Лондоне в 1891 г.

Заслуживает внимания деятельность «Общества попечения о начальном образовании в Семипалатинске», которая была создана по инициативе политических ссыльных. Сразу же после своего создания оно издало обращение, в котором говорилось: «Дайте средства и явится возможность научить грамоте детей бедных людей. Общество попечения о начальном образовании, изыскивая материальные средства, обращается ко всем добрым людям помочь, чем можно, деньгами или вещами – все будет принято с благодарностью».  При активном участии политических ссыльных деятельность общества была достаточно многогранной: устройство народных чтений, открытие начального учебного заведения, проведение благотворительных концертов и вечеров.

На свои средства общество содержало стипендиатов в Омской фельдшерской школе, в Томском техническом железнодорожном училище, в Семипалатинской учительской семинарии, в гимназии и прогимназии, в городских училищах. В 1894 году общество открыло подготовительный  класс женской прогимназии, а затем в городе – две воскресные школы: мужскую и женскую.

Действительными членами общества с 1893 года были Абай Кунанбаев и его сыновья Акылбай и Магавья, свидетельства этого факта сохранились в «Отчете Совета Общества о начальном образовании в г.Семипалатинске за 1893 – 1894 гг.», в издании, которое имеется в фондах нашей библиотеки.

Казахский, поэт и просветитель Абай Кунанбаев являясь членом общества, горячо выступал за изучение казахами русской культуры, высказывал ценные мысли по вопросам образования и воспитания молодежи, создание на родном языке доброкачественных учебников и учебных пособий. Все эти проблемы и вопросы находили горячий отклик среди его друзей политических ссыльных. И самое главное, Абай всегда подчеркивал, без чтения нет самообразования, нет духовного роста человека.

История сохранила нам имена тех, кто стоял у истоков изучения степного края. Они представлены в многочисленных документах, работах исследователей, которые составляют раритеты редкого фонда библиотеки имени Абая. Библиотека располагает богатым собранием научных краеведческих изданий выпущенных Статкомитетом, Семипалатинским подотделом Русского Географического общества. И сегодня их многочисленные исследования и публикации являются классикой краеведения  Семейского региона.

Редкие издания, стали основой для краеведческой научно – исследовательской деятельности библиотеки, методической базой при подготовке научных работ ученых не только из Казахстана, но и стран ближнего зарубежья. Материалы по краеведению вошли в собственные Базы Данных библиотеки: «Редкий фонд», «Абай», «Шакарим», «М.Ауэзов», «Каюм Мухамедханов».

Талант Абая проявился во многих его поэтических произведениях и написанных в прозе «Словах назидания». Великий казахский поэт стал основоположником казахской письменной литературы нового реалистического и демократического направления и казахского литературного языка.

Список литературы

  1. Мұхамедханов Қ. Көп томдық шығармалар жинағы. – Алматы. «Ел-шежіре». – 2007. – 5 том. – 344 бет.
  2. Отчет Совета Общества Попечения о начальном образовании в г.Семипалатинск за 1893-1894 гг.: седьмой съ основания общества. –Семипалатинск, 1900. – 56 с.
  3. Отчетъ Семипалатинского     Отдела   Русскаго   Географическаго   Общества   с   1  октября   1924  г.  по  1  октября   1925  г.» ,-Семипалатинск: Губиздат
  4. Семипалатинские областные ведомости. – 1893-1894.